Ismayilli tarixi - Азербайджанские ученые
Суббота, 03.12.2016, 07:38Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Nenenin Dedikleri

Ənvər Balayev

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Азербайджанские ученые

 

 Насиреддин Туси  

Насиреддин Туси(1201- 18февраль,1274) - подлинный гений XIII в., а его творчество составляет ярчайшие страницы истории мировой науки. Туси всю свою жизнь посвятил познанию природы, общества и человека. Его прозорливость была поразительным свидетельством преданности науке, огромной воли и необычайного трудолюбия.
Обращаясь к наследию Туси, мы вновь убеждаемся в неразрывной связи времен, в единстве мира и мировой культуры. Так, в своих сочинениях он заложил основы небесной механики. Спустя 400 лет они были заново открыты западноевропейскими учеными. Датский астроном Тихо Браге (1546-1601), повторив расчеты Туси, составил каталог более 700 звезд. На основе трудов Браге И.Кеплер создал небесную механику. И.Ньютон, опираясь на их труды, создал фундаментальные законы механики. Математические труды Туси многократно издавались в Италии, Англии, во Франции- главных центрах европейского Возрождения.
Творчество Туси исследуется во многих исламоведческих центрах США и Европы, его труды переводятся и издаются на родине, в России и за рубежом.
Одним из наиболее значительных вкладов Туси в мировую науку является создание знаменитой на всем Востоке Марагинской астрономической обсерватории, основанной в 1259 году на территории современного Южного Азербайджана в Исламской Республике Иран.
О научном творчестве великого ученого можно судить и по масштабам деятельности самой обсерватории. Научный комплекс, ставший в далеком средневековье центром по изучению вселенной, состоял из 16 зданий, в которых размещалось передовое по тем временам научное оборудование, велись астрономические наблюдения, действовали медресе, огромная библиотека, мастерские, где производились приборостроительные и литейные работы. Созданная Н. Туси обсерватория сыграла выдающуюся роль в развитии астрономии, а также ряда отраслей математики. Под его руководством в обсерватории одновременно трудилось более 100 научных сотрудников. Это был, вероятно, самый первый опыт коллективного труда в истории науки.
марагинская обсерватория просуществовала более полувека при эльханидских правителях, осуществив подлинный прорыв в естествознании, в истории познания Вселенной.
Насиреддину Туси принадлежит великая заслуга решения пятого постулата Евклида о том, что две параллельные линии пересекаются в пространстве. Он доказал, что это не праздная абстракция, а чисто космологическая постановка научной задачи, которую впервые сформулировал Евклид, но решил Туси, показав, что ввиду кривизны пространства (Вселенной), все более проявляющейся по мере удаленности объекта , две параллельные линии, начертанные на сфере, где-то в перспективе пересекаются.
Насколько важна была эта проблема для создания общей космологии, видно из того, что спустя много веков над ней продолжали трудиться такие великие умы, как Коши, Гаусс, Больями, Лобачевский. Именно Лобачевскому при помощи российского ученого азербайджанского происхождения Мирзы Казым-Бека (который по просьбе первого перевел труд Туси с персидского на русский язык) удалось решить эту проблему. В итоге появился знаменитый труд Лобачевского о неевклидовых геометриях.
Идеи Туси создали научную основу понимания неразрывной связи пространства и времени, позволили понять механизм влияния кривизны пространства на точность измерения расстояний, заставляющего две параллельные линии пересекаться в пространстве.
Среди историков науки длительное время бытовало мнение о том, что восточные астрономы IX-XIV столетий были всего лишь "архивариусами", а главная их заслуга заключается в сохранении наследия древних астрономов для европейской науки.
Ученый Колумбийского университета (США) Дж. Салиба, автор труда "Роль Марагинской школы в развитии исламской астрономии: научная революция до Ренессанса", считает, что такое отношение к восточной астрономии до конца 50-х годов, в основном, можно было считать оправданным, поскольку до тех пор практически не были известны труды, принадлежащие перу представителей "Марагинской школы", созданной в XIII веке в городе Мараге (восточно-азербайджанская часть Ирана). Ученый справедливо подчеркивает, что сейчас, когда специалисты по истории науки вот уже около полувека изучают "марагинскую школу", необходимо отказаться от стереотипа "архивариуса" в понимании арабского периода в развитии астрономии. Более того, еще в 1957-м году В.Робертс указывал, что модель Вселенной, предложенная восточными астрономами, по сути определила соответствующую модель, предложенную Коперником. Авторы многочисленных статей, посвященных "марагинской революции", указывают, что за научную революцию, совершенную Коперником, человечество должно быть признательно деятельности "марагинцев". "В том, что Коперник изучал научное наследие "марагинцев", нет сомнения", "в любом случае Коперник был лучшим представителем "марагинцев".
Большой вклад в изучение наследия Туси внесли авторы многотомной энциклопедии "Кембриджская история Ирана" (на английском языке). В статьях Б.Бойля (Манчестерский университет), А.Баузяни (Неапольский институт востоковедения), Я.Рыпки и других ученых дается высокая оценка многосторонней научной деятельности Туси, широко освещаются научные достижения созданной им Марагинской обсерватории.
О Насиреддине Туси- великом ученом и великом человеке написано немало, и есть основание полагать, что тема эта далеко не исчерпана. Ибо его титаническая деятельность получила воплощение в великом множестве областей человеческого познания: математике, астрономии, тригонометрии, физике, космологии, минералогии, философии, теологии, логике, истории, социологии, праве, этике, биологии, медицине, теории музыки, литературоведении, поэзии, науковедении, географии. И в каждой из этих областей великий Азербайджанский ученый оставил свой неизгладимый оригинальный след. Насреддин Туси – средневековый азербайджанский ученый, один из основателей тригонометрии. Создатель Марагинской астрономической обсерватории – одной из первых обсерваторий в мире (1259 г.). Оказал огромное влияние на формирования научной мысли Мусульманского Востока. На основе трудов Н.Туси сделано большое количество научных открытий, в т.ч. законы механики И.Ньютона, небесная механика И.Кеплера, труд о неевклидовых геометриях Лобачевского и мн.др. Решением ЮНЕСКО 800-летие Насреддина Туси было отмечено на международном уровне.
В природе нет двойственности, писал Туси, и все явления природы всегда дополняют друг друга. Природу нужно любить во всех ее проявлениях, ибо она прекрасна во всех отношениях, а ее плоды всегда и всюду на виду. Все, что создано Всевышним,- прекрасно. Он может взять тебя за руку и вывести на правильный путь. Стоит ему захотеть, и он может подарить тебе доблестную судьбу? И еще Туси писал: "Человек- самое славное создание в мире" и "Ключ счастья и несчастья человека, руль его совершенствования или пороков переданы в ведение разума и воли человека?".
Н.Туси - одна из крупнейших фигур мусульманского Ренессанса. Он соединил в своем творчестве все три ренессансные зоны Ближнего и Среднего Востока- арабо-язычную, персо-язычную и тюрко-язычную. Его идеи и труды предвосхитили многие прогрессивные тенденции в развитии науки и философии европейского Ренессанса, оказали огромное влияние на формирование гуманистических традиций азербайджанской культуры.
Будучи энциклопедически образованным ученым, Туси совмещал в своей философии религиозные воззрения с естественно- научными, астрономическими, медико-биологическими, гуманитарными знаниями. Утверждая и обосновывая принципы ислама, он стремился объяснять мир, исходя из него самого, основываясь на логике научного мышления.
В фокусе его философствований бытийные вопросы мироздания и социального мироустройства, проблемы права и морали, управления государством и классификации наук, воспитания добронравия и совершенствования отношений в семье. Туси ищет формулу гармонии достигнутого равенства, которая должна лежать в основе человеческих отношений. Он различает государства добродетельные и недобродетельные, войны справедливые и несправедливые, оценивая явления общественной жизни с точки зрения того, что в пользу народа, а что во вред . "Мир,- утверждает Туси,- страдает от двух вещей: первое, когда в стране господствует деспотические правление; другое, когда страна предоставлена сама себе".
Он исследует роль государства в жизни общества и разрабатывает концепцию взаимной ответственности государства и человека, создает идеальную модель города-государства, где власть разума благоприятствует мудрому правлению и выработке справедливых законов. "Долговечность государства,- утверждал мыслитель,- зависит от того, насколько справедлива его основа". Мысли о справедливости пронизывают все философское наследие Туси. Он отстаивал право каждого человека на "индивидуальное совершенствование", идею согласия и равенства людей, их права на добровольный союз, из которого и рождается справедливое государство.
Поиски социальной справедливости в ее реальном воплощении стали, возможно, одной из причин трагической коллизии в личной судьбе Туси. Они привели его к создателям тюрко-язычного государства исмаилитов, выступавших против феодального угнетения крестьян. Однако исмаилиты принесли естественные права и свободу личности в жертву уравнительным представлениям о справедливости, создали деспотический режим правления. Существуют различные версии конфликта Туси с исмаилитскими правителями. Одна из них - неприятие философом-гуманистом жестокости, узаконенного нарушения естественных человеческих прав. Оно стоило Туси 20-летнего лишения свободы в крепости Аламаут.
Несправедливые повороты судьбы лишь укрепили Туси в его поисках истины, стремлении найти оптимальную формулу социальной справедливости в сочетании со свободой человека. Противоречивость и утопичность социальных воззрений мыслителя лишь подчеркивает животрепещущую актуальность его мучительных исканий, удивительно перекликающихся с современной социально философской проблематикой о совместимости- несовместимости свободы и справедливости. Между тем Туси не устал твердить: справедливость- причина счастья; между справедливостью и свободой есть нечто общее, как есть связь между социальной справедливостью и защитой прав человека. С творчеством Туси неразрывно связано развитие ренессансных черт в азербайджанской культуре XIII-XVI в.в. Свойственная ей устремленность к свободомыслию и свободолюбию, идеалом человеколюбия и справедливости, глубокая вера в неисчерпаемые силы человеческого разума, научного познания, в великие возможности творческой, практически - преобразующей деятельности человека - все это от Туси, как и от других титанов азербайджанского Ренессанса. В Багдаде, рядом с могилой имама Мусы ибн Кязима, находится захоронение, на могильной плите которого можно прочесть каллиграфическую надпись: "Помощник религии и народа, шах страны науки. Такого сына мать времени не родила". Похоронен здесь великий сын Азербайджана - выдающийся философ, астроном и математик, историк, финансист правовед -  Мухаммед ибн Гасан Насрэддин Туси. Очень образно умели выражаться наши предки. Прошло свыше 700 лет после его смерти, написаны сотни и тысячи статей о его жизни и творчестве, а лучше и объемней никто не смог о нем сказать - шах страны науки.
Мухаммед Насирэддин Туси родился 18 февраля 1201 года в городе Хамадане. Начальное образование он получает у отца, затем в Хамадане и Тусе продолжает образование у виднейших ученых того времени - последователей Абу Сины и Бахманйара. Всесторонние и глубокие знания, полученные Мухаммедом, делают его популярным в среде ученых.
Уже в раннем возрасте он привлекает внимание ряда правителей. В тридцать лет его приглашает в гости вождь исмаилитов Кухистана-Насирэддин Мохташам и просит написать книгу о морали. В 1235 году Насирэддин Туси завершает работу над книгой "Ахлаги Насири" ("Мораль Насири"), принесшей ему мировую славу и, переведенную, в дальнейшем, на многие языки мира. Правителю, однако, книга вольнолюбивого автора показалась крамольной, Туси арестовывают и отправляют в неприступную горную крепость асассинов Аламут (Орлиное гнездо). В крепости Аламут Туси живет, как ссыльный, без права на выезд. За более, чем двадцатилетнее пребывание у асассинов, Насирэддин в невероятно трудных условиях создает целый ряд научных трудов. Об этом он пишет в1242 году в конце своего знаменитого труда "Шархул-Ишарат" (Комментарии к философскому трактату Абу Али Сина "Ишарат" - "Указания"): "Я написал большинство глав этой книги в таких исключительно тяжелых условиях, тяжелее которых не может быть, во время такого сердечного смятения, что не могло быть сердца смятеннее".
В 1253 году начинается поход на Ближний Восток внука Чингиз-хана - Хулагу-хана. Войска Хулагу захватывают считавшуюся неприступной крепость Аламут и освобождают заключенных там Насирэддина и других ученых. Насирэддин становится личным советником Хулагу-хана. С первых же дней Насирэддину приходится брать на себя ответственность в решении ряда важных политических мероприятий Хулагу-хана. Так Хулагу-хан долго не решается на штурм святыни мусульман - Багдада и только научно обоснованные доводы Насирэддина помогают ему осмелиться на этот поступок. Пятисотлетнее правление Аббасидов заканчивается. После завоевания Багдада в 1260 году Хулагу-хан центром своего огромного государства делает Азербайджан. Правители нового государства носят титул Ильханов (по-азербайджански ханов народа), а государство называется государством Ильханов. Столицей государства Хулагу-хан в начале делает один из древних и культурных центров Азербайджана - Марагу, а затем - Тебриз. В это же время Насирэддин начинает строительство в Мараге обсерватории.
Большую роль в распространении его идей в Европе сыграла публикация в 1594 году в Риме его "Изложения "Начал" Евклида" на арабском языке, а в 1657 году в переводе на латинский. Не меньшую роль в развитии тригонометрии в Европе сыграл труд Туси "Трактат о полном четырехстороннике", состоящий из пяти книг, в котором впервые в мировой науке тригонометрия представляется как самостоятельная наука. Сочинение это переводится на английский, русский и французский языки. В сочинениях по арифметике исследователи выделяют предлагаемый Насирэддином метод извлечения корней любой степени и формулу бинома. Известны труды Насирэддина, посвященные истории, физике, минералогии, медицине, музыке, экономике, географии и астрономии. Среди них следует выделить "Историю Багдада", "Трактат об отражении преломлении света", "Оптику Евклида", "Трактат об изучении радуги", "Книгу о драгоценных камнях", "Законы медицины", "Трактат о государственных финансах", "Избрание счастливых дней" (астрология). Множество трудов Насирэддина еще ждут своих исследователей. Разбросаны его труды по всему миру. Их можно найти в библиотеках и научных центрах Баку, Парижа, Берлина, Вены, Оксфорда, Кембриджа, Лейпцига, Мюнхена, Флоренции, Каира, Стамбула, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Хотя, как говорилось выше, научные достижения Насирэддина, в первую очередь, относятся к математике, широкую известность на Востоке он получил, как автор книги по основам этики - "Ахлаги Насири" и, как основатель Марагинской обсерватории.

Бахманяр. (Абу-л-Хасана Бахманйара ибн аль-Марзбана аль-Азербайджани)
Мыслитель, выдающийся философ. Ученик великого Ибн Сины. Бахманйар создал школу философов.


Абд Ар-Рашид Аль-Бакуви.
Время его жизни — вторая половина XIV — начало XV века Баку. Великий географ в средние века. Аль-Бакуви дал более подробные описания многих стран, земель и местностей.
 


Зия Мусаевич Буниятов (Зия Муса оглы Буниятов, азерб. Ziya Musa oğlu Bünyadov, 24 декабря 1921 года — 21 февраля 1997 года) — советский и азербайджанский учёный, востоковед, академик Академии наук Азербайджана, Герой Советского Союза. Почетный гражданин р-на Панков г. Берлин (Германия), почётный гражданин города Ургенч (Узбекистан)


Лютфи Аскер Заде. Лютфи Аскер Заде (Lotfi Asker Zadeh) род. 4 февраля 1921, Баку — математик, основатель теории нечётких множеств и нечёткой логики, профессор Калифорнийского университета Беркли.


 
Абдул Гусейнов. Известный российский ученый-востоковед, писатель, кандидат исторических наук. Он выставлял на суд читателя свою книгу "100 знаменитых азербайджанцев ХХ века". Родился 25 октября 1925 года в Баку.



Мамед Алиев. Профессор, директор НИИ детской онкологии и гематологии, академик РАМН, д. м.н., Президент Всероссийского азербайджанского конгресса. 

 
Гусейнов Вагиф Фарух – Оглы. Учёный. Преподаватель ВКГТУ. Награжден медалями, почетной грамотой военного руководства, грамотой Президиума Верховного Совета СССР.


Афранд Фирудин-оглы Дашдамиров. Ученый, доктор философских наук, академик Национальной академии наук Азербайджана, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
 

 
 Мирза Казым-Бек (1802—1870) — ученый-востоковед, первый декан Факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета (ныне Восточный факультет СПбГУ). Иногда называется одним из организаторов российского востоковедения.Казем-Бек в совершенстве говорил и писал на персидском, азербайджанском, русском, татарском, турецком, арабском, английском, французском языках, владел также немецким и древнееврейским языками.
 

Рейман Исмаил-заде. Известный учёный и врач в Белорусии. Кандидат медицинских наук, заведующий онкологическим отделением Республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии Республики Беларус.

Copyright MyCorp © 2016 |